Это двигательное расстройство, характеризующееся непроизвольными пароксизмальными сокращениями мышц, участвующих в выражении лица, которые иннервируются ипсилатеральным лицевым нервом. Начало заболевания обычно происходит с четвертого по шестое десятилетие жизни. Гемифасциальный спазм часто бывает спорадическим и односторонним, но в 2,6% случаев может быть двусторонним. Семейные случаи редко описываются в литературе и составляют 2–3 % всех случаев ГФС.

Этиология
Хорошо известно, что эктатическая или аберрантная артериальная петля (обычно передненижняя мозжечковая артерия, задненижняя мозжечковая артерия или позвоночная артерия) взаимодействует с волокнами лицевого нерва в задней черепной ямке, вызывая ГФС. 
*Рентгенологически нейроваскулярный конфликт теперь классифицируется* как
• отсутствующий (заметная СМЖ между сосудом и нервом), 
• имеющий контакт (сосуд лишь касается нерва, но между сосудом и нервом нет заметной СМЖ) или 
• имеющий деформацию (сосуд смещает/сдавливает нерв). 

Важно отметить, что НВК у бессимптомных пациентов встречается часто. НВК был обнаружен в 97,9% симптоматических и 38,8% бессимптомных случаев. 

Нервные волокна в начальном отрезке лицевого нерва покрыты только паутинной оболочкой, без какого-либо эпиневрия или соединительнотканных перегородок между нервными пучками. Другой отрезок лицевого нерва является зоной перехода между центральным и периферическим миелином, что еще больше увеличивает его восприимчивость к повреждению. Структурное повреждение лицевого нерва может впоследствии привести к локальной демиелинизации, что приводит к повышенной нервной возбудимости и эфаптической передаче. Альтернативно, ритмичная пульсация на чувствительных аксонах лицевого нерва может вызывать хроническую антидромную сигнализацию и *гипервозбудимость лицевого двигательного ядра*.

Пероральные препараты остаются широко опробованным методом лечения пациентов с гемифасциальным спазмом особенно для тех, кто считается неподходящим или не готовым попробовать ботулотоксин или хирургическое вмешательство, хотя клиническая польза наблюдается лишь у небольшого меньшинства людей. Обычно используемые препараты включают в себя антиспастические и противосудорожные препараты. 

Ботулинический токсин типа А продолжает обеспечивать значительное улучшение симптомов у большинства пациентов (эффективность варьируется от 73 до 98,4%), а иногда приводит к спонтанному исчезновению симптомов. Его применяют у 90% пациентов с гемифациальным спазмом.

Микроваскулярная декомпрессия остается единственным потенциально эффективным методом лечения ГФС, обеспечивая значительный эффект у 90% пациентов, перенесших операцию. Однако только 10% пациентов с ГФС в конечном итоге направляются на эту операцию.

Введение имплантируемого материала остается широко обсуждаемой темой в контексте ГФС, поскольку некоторые исследования предполагают, что это приводит к худшим результатам из-за неправильного размещения или использования несоответствующего размера материала и может привести к образованию спаек с лицевым нервом, таким образом увековечивая ГФС или приводя к отсроченной слабости лица. Тем не менее, это все еще распространенная практика во многих центрах.

Другие методы лечения:

• импульсная радиочастотная абляция (с использованием максимальной температуры 42°C в течение 120 с), которая, как было показано, снижает частоту и тяжесть спазмов по визуальной аналоговой шкале 

• электроакупунктура (2 Гц и интенсивность ~ 1–2 мА, используемая в течение двух периодов в течение 30 недель).

---  
*Статья носит информационный характер. Для диагностики и лечения обратитесь к специалисту.*